МАДОУ №586 «Остров Детства»
Эссе на тему «Педагог в высокотехнологичном обществе»
У нас, воспитателей, великая и почётная
миссия – вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы.
Сделать так, чтобы в их душах отразился
в миниатюре портрет народа.
Тот, кому удается это сделать, может с
уверенностью сказать:
«Я постиг цель воспитателя».
Василий Александрович Сухомлинский
|
Моя педагогическая философия проста: каждый ребенок по
своей природе уникален и талантлив, у каждого своя идея, свой особый мир,
который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, и я, как
воспитатель, должна помочь в маленьких шалунах раскрыть те качества
одаренности, о которых даже родители не всегда догадываются. Успех моих
воспитанников – это успех моей работы. Считаю, что судьба каждого ребёнка в
немалой степени зависит от того, какой воспитатель встретится ему на первой
жизненной ступеньке на пути во взрослую жизнь.
Педагогика не стоит на месте, она развивается. Успех в
работе воспитателя зависит от его профессионализма, знания достижений
отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы.
Воспитатель не должен стоять на месте, настоящий воспитатель изучает, ищет,
думает, творит, адаптируется.
Воспитатель – это призвание, которое требует от
человека широкого видения жизни, понимания современных процессов, глубокого
знакомства с миром и природой. Он должен ясно представлять то состояние, к
которому ведет ребенка. Его задача –
помогать детям на пути роста, не загоняя их при этом в стандартные шаблоны,
подавляющие врожденные способности и таланты. Одним словом, воспитатель – это
мастер, скульптор душ человеческих, виртуозно ваяющий человека не по
собственному подобию, а по задаткам и качествам ребенка.
Драгоценное время детства дано для того, чтобы человек
не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным
ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам
сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Если
ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от
хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся
человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем
самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для
его дальнейшего развития.
«В
детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу
– школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда
не воспитаешь…» поэтому я
определила основное направление своей
деятельности: создание условий для духовно-нравственного развития детей
дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой, ее
обычаями, куклами, праздниками.
Для меня детский сад – второй дом, и когда утром я с
радостью иду на работу, а вечером спешу домой, знаю: в этом и заключается
педагогическое счастье.
Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои
воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой
я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в
жизни современного общества. Ещё раз повторюсь: быть воспитателем – это
призвание! Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым
ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не
заметным, когда ребёнок занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна
помощь и поддержка.
Работая воспитателем, я могу сказать – лучше моей
профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, ведь дети – это
самое прекрасное, что у нас есть!
Аналитическая записка о результатах педагогической
деятельности воспитателя
Шаламовой Яны Артуровны
На фоне снижения многих показателей качества жизни
современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос
духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего
общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную
программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер
вместо необходимого человеческого общения.
Детство – это то время, когда образовываются
нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем
мире, развиваются все силы человека, как душевные, так и телесные. Именно в
этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного,
социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни
приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и
упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст
нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных
эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Современные родители оказываются в сложной ситуации
потому, что традиции пествования, взращивания ребенка не как физического
существа, а как существа духовного, носителя нравственных ценностей и культуры
сегодня утрачено. Так произошло потому, что были достаточно серьезные
исторические изменения, которые изменили наше традиционное общество. Этому
способствовали революция, пережитые две мировые войны и другие социальные
потрясения. Сегодня люди живут, в основном, в городах, они оторваны от своей
корневой культуры.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и
развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного
воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые
ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только
формирующуюся сферу нравственности.
Наша
задача, т.е. задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в
семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.
Поэтому я определила цель своей деятельности: создание
условий для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
посредством ознакомления с народной культурой, ее обычаями, куклами,
праздниками.
Для осуществления работы были поставлены следующие
задачи:
формирование патриотических и нравственно-эстетических
чувств;
знакомство детей с русской народной культурой,
народными традициями, с тряпичной куклой;
совершенствование навыков работы с тканью и нитками;
развитие коммуникативных способностей детей;
развитие у детей любознательности, эмоциональной
отзывчивости;
развитие мелкой моторики;
воспитание интереса и уважение к народным традициям, к
русской игрушке.
Моя педагогическая деятельность направлена на знакомство
детей к истокам русской народной культуры, традициям семьи, разнообразию
семейных отношений. В своей работе я стараюсь приобщить детей к чарующему миру
куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками. Сегодня тряпичная кукла – прежде всего
элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе
определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье,
семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения
воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.
Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не
требует жесткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт
индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики
(нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется
индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной,
неповторимой, как и сами дети.
С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла
мною рассматривается как средство для изучения традиционного семейного уклада,
народного костюма, годового цикла народных праздников. Рукотворная игрушка
способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на
формирование психического и физического здоровья.
Чтобы познакомить
со своими взглядами на проблему духовно-нравственного развития детей
родителей, как участников образовательных отношений, в группе №5 прошло
собрание в виде «Семейной
гостиной», во время проведения которой, в процессе обсуждения, было решено
организовать в группе проект «Мини музей народной игрушки». Предварительно,
дети и родители посетили музей им. Решетникова, изучили его собрания старинных
предметов. Сходили на ярмарку ремесел «Иван да Марья». Каждая семья выбрала
игрушку по душе и презентовала ее для экспозиции в группе. Теперь, на примере
этого материала, мы знакомимся с разнообразными детскими забавами прошлого. В
нашем музее есть традиционные деревянные, глиняные игрушки, и конечно,
различные тряпичные куклы: обережные – «Берегиня», «Желанница», «Долюшка»,
«Радостея» и игровые: «Пеленашка», «Мамушка», «Подорожница», «Баба-девка» и др.
Например, кукла «Славутница» – прославление женской красоты, внешней приятности
и обаяния, умения красиво одеваться, правильно вести себя. Особенно ценилась
«умнота». Куклу дарили любимой женщине: маме, дочери, жене. «Оберег семьи» –
рука одна, общая на все фигуры как символ взаимопонимания, взаимовыручки.
Женщина беременная – берегиня потомков. «Мамушка» – символ связи матери и
детей. Руки матери одновременно являются руками детей. Сейчас она помогает
малышам, а в старости они станут ее руками. «Нянька» – семейный оберег, символ
любви матери к своим детям и последующим поколениям. Дети сделаны на рушнике,
который носил обережную функцию.
А так же с помощью кукол я знакомлю детей с русскими
народными сказками. На сегодняшний день собрана коллекция кукол для театрализованного
представления сказок «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка-Хаврошечка»,
«Гуси-Лебеди».
В совместной деятельности с детьми провожу знакомство
с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только
декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь
костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его
положение в обществе, он передавал особенности местной одежды.
Для решения поставленных задач использую теоретические
и практические методы воспитания. К теоретическим методам относятся
рассказ-информация о истории создания куклы, видах кукол, функции и
предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных
праздниках. Дети совместно со мной или родителями готовят проекты о народной
кукле, крестьянском быте с применением ИКТ.
Проводим показ образцов готовых кукол или иллюстраций
с изображением кукол, народных костюмов в книгах, журналах, презентации, а
также беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
Практический метод включает знакомство с
особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и
оформления кукол; пробуем изготовить саму поделку на заданную тему, например: в
процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе,
Рождеству, Благовещению, Дню Ангела и др. Так, например, выполнению
практической работы по изготовлению какой-либо куклы, предшествует изучение
свойств материала, знакомлю с приемами построения композиции и др. и
обязательно знакомлю с безопасными приемами работы и санитарно-гигиеническими
требованиями. Кроме этого, прежде чем приступить к выполнению практической
части по изготовлению изделия, демонстрирую детям образец, обсуждается
конструкция в целом и отдельные ее части, знакомлю с используемым материалом,
различными способами обработки и отделки изделия. Процесс изготовления куклы
длительный и разбивается на несколько этапов, например: беседа; продумывание
костюма, головного убора, конструкции куклы; изготовление эскиза куклы;
изготовление тела куклы, костюма; декоративное оформление. Моя работа
предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, праздников и
обрядов связанных с куклами, изготовление текстильных кукол. В образовательной
работе использую приемы «куклотерапии». В группе создан Центр «Девичий угол», в
котором представлены куклы и предметы крестьянского быта.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей
происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы
организуется таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься
любимым делом, позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим
интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься
в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Непосредственно для познавательной деятельности по
ознакомлению с народной культурой создан и пополняется центр «Мини-музей
народной игрушки», игровой модуль «Бабушкин сундучок» с элементами народного
быта. В группе собрана большая коллекция
книг о народной культуре, творчестве, промыслах.
Через активную деятельность в процессе изготовления
кукол, подготовки и проведения конкурсов, праздников и дети, и их родители не
только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном
воспитании, научились изготавливать народные куклы, но и сделали для себя
определенные жизненные выводы.
Если мы сегодня научимся чувствовать себя частью
великого целого – своего народа, уважать, ценить прошлое и настоящее,
заботиться и волноваться о будущем, то человеческая цивилизация сможет
рассчитывать на прогрессивное развитие.
Одна из форм
результативности – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются
лучшие работы, при этом учитывается мнение ребят. Данная форма работы помогает
развивать у детей способность объективно оценить свою работу и работу
товарищей.
Дети совместно с родителями активно участвуют в
выставках проводимых в МАДОУ, участвуют в проектах «Цветущий город на Острове
детства», «Новогодняя сказка», «Страна Бажовия» и др. Дети совместно с родителями и педагогами принимали участие в конкурсах разного уровня
и неоднократно награждались дипломами за получение призовых мест:
2015 год – конкурс МАДОУ «Новогодняя сказка на «Острове детства»,
композиция «Хозяйка Медной горы»;
2016 год –
конкурс по ЛЕГО-конструированию МАДОУ «Подарки для любимых пап», диплом
III место;
2017 год –
конкурс по ЛЕГО-конструированию МАДОУ «Город, в котором я хотел бы
жить», диплом I место.
Реализуя поставленные задачи в течение данного
периода, были получены определенные результаты
работы с воспитанниками. Анализ
показал положительную динамику.
Результаты мониторинга показали, что в период с 2014-2015 учебного года развитие социально-коммуникативных
навыков и нравственных
представлений выросло с 42% до 58% (динамика 16%); в 2015 – 2016 учебном году с
58% до 78% (динамика 20%); в 2016-2017 учебном году с 58% до 79% (динамика 21%).
Согласно «Закону об образовании», родители являются
участниками образовательных отношений, от эффективной работы с семьёй ребёнка
зависит успешность дошкольника. Основное условие ФГОС дошкольного образования:
взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из
принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
В своей работе я использовала эффективные формы вовлечения родителей в образовательную деятельность:
2016 год – «Семейные посиделки», творческий вечер
«Мама, папа, я – творческая семья», день матери «Мама – самая родная»;
2017 год – совместное мероприятие «Выходные вместе с
семьей», создан и ведется блог группы, в
котором родителям представлена вся жизнь группы, обсуждаются различные темы;
2018 год – трансляция опыта своей работы на сайте
МАДОУ №586 и через социальные сети.
По результатам анкетирования заинтересованность родителей использования тряпичной,
народной куклы для развития социально-коммуникативных навыков и нравственных
представлений дошкольников с 2016 года по 2017 год повысилась с 30% до 92%
(динамика 62%). На сегодняшний день удовлетворённость работой воспитателя составляет 98%.
Для реализации данного направления и
представления педагогического опыта мною были проведены:
февраль 2017 года – мастер-класс для педагогов
«Изготовление тряпичной обережной куклы « Желанница»;
август 2017 года – выступление на педагогическом
совете с темой «Народная кукла как средство приобщения к традиционной
культуре»;
декабрь 2017 года – трансляция опыта использования народных
игрушек в воспитательно-образовательной работе с детьми, мастер-класс по
изготовлению куклы «Долюшка».
Данный опыт работы был представлен на городском
уровне, при представлении образовательного пространства группы директору МА ДОУ
Городского Дворца творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии»
Зыковой Т.В. А так же при встрече гостей из города Санкт-Петербург
«Инновационная образовательная среда: взгляд в будущее».
Подобные встречи демонстрируют живой интерес коллег к
этой теме, они с удовольствием мастерят обережных кукол, вместе с детьми
«посещают «Музей народных кукол».
С целью повысить результативность своей деятельности
мною велась работа по самообразованию:
2015 год – приняла участие в семинаре на тему:
«Рабочая программа педагога дошкольного образования в соответствии с
требованиями ФГОС»;
2016 год – прослушала вебинар «Развивающая
образовательная среда: разделение пространства в помещении группы и на участке.
РППС группы: способы организации центров активности и размещение материалов»;
2017 год – приняла участие в IV Международной научно-практической
конференции «Инженерное образование: от школы к производству», в семинаре «Техно-Квест - 2017», «Приемы
работы с интерактивной доской», «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ и их
родителей в современном пространстве», «Создание условий для развития
актуальной и потенциальной одаренности детей в ДОО».
Прошла следующие курсы повышения квалификации:
2014 год – «Актуальные проблемы дошкольного
образования (в соответствии с ФГОС) в
объеме 72 часа;
2017 год – «ФГОС ДО: совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию» в объеме 72 часа.
Моя профессиональная
деятельность была оценена и награждена:
дипломом лауреата победителя конкурса детского
творчества по Лего-конструированию «Город, в котором я хотел бы жить»;
почетной грамотой от заведующей МАДОУ №586 Ланских
И.В. за значительные успехи в формировании интеллектуального, культурного и
нравственного развития личности ребенка;
дипломом Лауреата за участие в конкурсе «Мамы руки
золотые» от Свердловской областной организации общероссийского профсоюза
образования.
Таким образом, использование народной тряпичной куклы
на практике способствует духовно-нравственному воспитанию, развитию
познавательной и творческой активности дошкольников.
Перспективой моей образовательной деятельности
является продолжение работы по повышению эффективности приемов и методов,
направленных на развитие
духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.