Страницы


Шаламова Яна Артуровна, воспитатель
МАДОУ №586 «Остров Детства»


Эссе на тему «Педагог в высокотехнологичном обществе»


У нас, воспитателей, великая и почётная миссия – вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы.
Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа.
Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать:
«Я постиг цель воспитателя».
Василий Александрович Сухомлинский


Моя педагогическая философия проста: каждый ребенок по своей природе уникален и талантлив, у каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, и я, как воспитатель, должна помочь в маленьких шалунах раскрыть те качества одаренности, о которых даже родители не всегда догадываются. Успех моих воспитанников – это успех моей работы. Считаю, что судьба каждого ребёнка в немалой степени зависит от того, какой воспитатель встретится ему на первой жизненной ступеньке на пути во взрослую жизнь.
Педагогика не стоит на месте, она развивается. Успех в работе воспитателя зависит от его профессионализма, знания достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Воспитатель не должен стоять на месте, настоящий воспитатель изучает, ищет, думает, творит, адаптируется.
Воспитатель – это призвание, которое требует от человека широкого видения жизни, понимания современных процессов, глубокого знакомства с миром и природой. Он должен ясно представлять то состояние, к которому ведет ребенка. Его задача помогать детям на пути роста, не загоняя их при этом в стандартные шаблоны, подавляющие врожденные способности и таланты. Одним словом, воспитатель – это мастер, скульптор душ человеческих, виртуозно ваяющий человека не по собственному подобию, а по задаткам и качествам ребенка.
Драгоценное время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
«В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…» поэтому я определила основное направление своей деятельности: создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой, ее обычаями, куклами, праздниками.
Для меня детский сад – второй дом, и когда утром я с радостью иду на работу, а вечером спешу домой, знаю: в этом и заключается педагогическое счастье.
Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Ещё раз повторюсь: быть воспитателем – это призвание! Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда ребёнок занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Работая воспитателем, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, ведь дети – это самое прекрасное, что у нас есть!


Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности воспитателя

Шаламовой Яны Артуровны


На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения.
Детство – это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Современные родители оказываются в сложной ситуации потому, что традиции пествования, взращивания ребенка не как физического существа, а как существа духовного, носителя нравственных ценностей и культуры сегодня утрачено. Так произошло потому, что были достаточно серьезные исторические изменения, которые изменили наше традиционное общество. Этому способствовали революция, пережитые две мировые войны и другие социальные потрясения. Сегодня люди живут, в основном, в городах, они оторваны от своей корневой культуры.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Наша задача, т.е. задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.
Поэтому я определила цель своей деятельности: создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой, ее обычаями, куклами, праздниками.
Для осуществления работы были поставлены следующие задачи:
формирование патриотических и нравственно-эстетических чувств;
знакомство детей с русской народной культурой, народными традициями, с тряпичной куклой;
совершенствование навыков работы с тканью и нитками;
развитие коммуникативных способностей детей;
развитие у детей любознательности, эмоциональной отзывчивости;
развитие мелкой моторики;
воспитание интереса и уважение к народным традициям, к русской игрушке.
Моя педагогическая деятельность направлена на знакомство детей к истокам русской народной культуры, традициям семьи, разнообразию семейных отношений. В своей работе я стараюсь приобщить детей к чарующему миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками.  Сегодня тряпичная кукла – прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое. Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей. Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.
С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла мною рассматривается как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников. Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья.
Чтобы познакомить  со своими взглядами на проблему духовно-нравственного развития детей родителей, как участников образовательных отношений, в группе №5 прошло собрание  в виде   «Семейной  гостиной», во время проведения которой, в процессе обсуждения, было решено организовать в группе проект «Мини музей народной игрушки». Предварительно, дети и родители посетили музей им. Решетникова, изучили его собрания старинных предметов. Сходили на ярмарку ремесел «Иван да Марья». Каждая семья выбрала игрушку по душе и презентовала ее для экспозиции в группе. Теперь, на примере этого материала, мы знакомимся с разнообразными детскими забавами прошлого. В нашем музее есть традиционные деревянные, глиняные игрушки, и конечно, различные тряпичные куклы: обережные – «Берегиня», «Желанница», «Долюшка», «Радостея» и игровые: «Пеленашка», «Мамушка», «Подорожница», «Баба-девка» и др. Например, кукла «Славутница» – прославление женской красоты, внешней приятности и обаяния, умения красиво одеваться, правильно вести себя. Особенно ценилась «умнота». Куклу дарили любимой женщине: маме, дочери, жене. «Оберег семьи» – рука одна, общая на все фигуры как символ взаимопонимания, взаимовыручки. Женщина беременная – берегиня потомков. «Мамушка» – символ связи матери и детей. Руки матери одновременно являются руками детей. Сейчас она помогает малышам, а в старости они станут ее руками. «Нянька» – семейный оберег, символ любви матери к своим детям и последующим поколениям. Дети сделаны на рушнике, который носил обережную функцию.
А так же с помощью кукол я знакомлю детей с русскими народными сказками. На сегодняшний день собрана коллекция кукол для театрализованного представления сказок «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-Лебеди».
В совместной деятельности с детьми провожу знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды.
Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы воспитания. К теоретическим методам относятся рассказ-информация о истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках. Дети совместно со мной или родителями готовят проекты о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ.
Проводим показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, журналах, презентации, а также беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; пробуем изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела и др. Так, например, выполнению практической работы по изготовлению какой-либо куклы, предшествует изучение свойств материала, знакомлю с приемами построения композиции и др. и обязательно знакомлю с безопасными приемами работы и санитарно-гигиеническими требованиями. Кроме этого, прежде чем приступить к выполнению практической части по изготовлению изделия, демонстрирую детям образец, обсуждается конструкция в целом и отдельные ее части, знакомлю с используемым материалом, различными способами обработки и отделки изделия. Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например: беседа; продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы; изготовление эскиза куклы; изготовление тела куклы, костюма; декоративное оформление. Моя работа предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, праздников и обрядов связанных с куклами, изготовление текстильных кукол. В образовательной работе использую приемы «куклотерапии». В группе создан Центр «Девичий угол», в котором представлены куклы и предметы крестьянского быта.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Непосредственно для познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой создан и пополняется центр «Мини-музей народной игрушки», игровой модуль «Бабушкин сундучок» с элементами народного быта. В группе собрана  большая коллекция книг о народной культуре, творчестве, промыслах.
Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения конкурсов, праздников и дети, и их родители не только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, научились изготавливать народные куклы, но и сделали для себя определенные жизненные выводы.
Если мы сегодня научимся чувствовать себя частью великого целого – своего народа, уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, то человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.
 Одна из форм результативности – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитывается мнение ребят. Данная форма работы помогает развивать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей.
Дети совместно с родителями активно участвуют в выставках проводимых в МАДОУ, участвуют в проектах «Цветущий город на Острове детства», «Новогодняя сказка», «Страна Бажовия» и др. Дети совместно с родителями и педагогами  принимали участие в конкурсах разного уровня и неоднократно награждались дипломами за получение призовых мест:
2015 год – конкурс МАДОУ  «Новогодняя сказка на «Острове детства», композиция «Хозяйка Медной горы»;
2016 год –  конкурс по ЛЕГО-конструированию МАДОУ «Подарки для любимых пап», диплом III место;
2017 год –  конкурс по ЛЕГО-конструированию МАДОУ «Город, в котором я хотел бы жить», диплом I место.
Реализуя поставленные задачи в течение данного периода, были получены определенные результаты  работы с воспитанниками.  Анализ показал положительную динамику.
Результаты мониторинга показали, что в период с  2014-2015 учебного года  развитие социально-коммуникативных навыков и нравственных представлений выросло с 42% до 58% (динамика 16%); в 2015 – 2016 учебном году с 58% до 78% (динамика 20%); в 2016-2017 учебном году с 58% до 79% (динамика 21%).
Согласно «Закону об образовании», родители являются участниками образовательных отношений, от эффективной работы с семьёй ребёнка зависит успешность дошкольника. Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
В своей работе я использовала  эффективные формы вовлечения родителей в образовательную деятельность:
2016 год – «Семейные посиделки», творческий вечер «Мама, папа, я – творческая семья», день матери «Мама – самая родная»;
2017 год – совместное мероприятие «Выходные вместе с семьей»,  создан и ведется блог группы, в котором родителям представлена вся жизнь группы, обсуждаются различные темы;
2018 год – трансляция опыта своей работы на сайте МАДОУ №586 и через социальные сети.
По результатам анкетирования заинтересованность родителей использования тряпичной, народной куклы для развития социально-коммуникативных навыков и нравственных представлений дошкольников с 2016 года по 2017 год повысилась с 30% до 92% (динамика 62%). На сегодняшний день удовлетворённость работой воспитателя  составляет 98%.
Для реализации данного направления и представления педагогического опыта мною были проведены:
февраль 2017 года – мастер-класс для педагогов «Изготовление тряпичной обережной куклы « Желанница»;
август 2017 года – выступление на педагогическом совете с темой «Народная кукла как средство приобщения к традиционной культуре»;
декабрь 2017 года – трансляция опыта использования народных игрушек в воспитательно-образовательной работе с детьми, мастер-класс по изготовлению куклы «Долюшка».
Данный опыт работы был представлен на городском уровне, при представлении образовательного пространства группы директору МА ДОУ Городского Дворца творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Зыковой Т.В. А так же при встрече гостей из города Санкт-Петербург «Инновационная образовательная среда: взгляд в будущее».
Подобные встречи демонстрируют живой интерес коллег к этой теме, они с удовольствием мастерят обережных кукол, вместе с детьми «посещают «Музей народных кукол».
С целью повысить результативность своей деятельности мною велась работа по самообразованию:
2015 год – приняла участие в семинаре на тему: «Рабочая программа педагога дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС»;
2016 год – прослушала вебинар «Развивающая образовательная среда: разделение пространства в помещении группы и на участке. РППС группы: способы организации центров активности и размещение материалов»;
2017 год – приняла участие в IV Международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству»,  в семинаре «Техно-Квест - 2017», «Приемы работы с интерактивной доской», «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ и их родителей в современном пространстве», «Создание условий для развития актуальной и потенциальной одаренности детей в ДОО».
Прошла следующие курсы повышения квалификации:
2014 год – «Актуальные проблемы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС)  в объеме 72 часа;
2017 год – «ФГОС ДО: совокупность обязательных требований к дошкольному образованию» в объеме 72 часа.
Моя профессиональная деятельность была оценена и награждена:
дипломом лауреата победителя конкурса детского творчества по Лего-конструированию «Город, в котором я хотел бы жить»;
почетной грамотой от заведующей МАДОУ №586 Ланских И.В. за значительные успехи в формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности ребенка;
дипломом Лауреата за участие в конкурсе «Мамы руки золотые» от Свердловской областной организации общероссийского профсоюза образования.
Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике способствует духовно-нравственному воспитанию, развитию познавательной и творческой активности дошкольников.
Перспективой моей образовательной деятельности является продолжение работы по повышению эффективности приемов и методов, направленных на  развитие духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.